|
|
Низкокалорийная диета способна предотвратить развитие заболеваний,
связанных с возрастом, у приматов, а также, возможно, существенно
увеличить продолжительность жизни животных. Об этом свидетельствуют
предварительные результаты исследования, опубликованного группой ученых
из Университета Висконсина-Мэдисона в журнале Science. По мнению
авторов публикации, полученные данные можно с большой долей вероятности
экстраполировать и на людей. Связь продолжительных периодов
голодания с существенным увеличением общей продолжительности жизни
достоверно подтверждена для целого ряда живых существ – от круглых
червей до грызунов. Вероятно, эта закономерность связана с эволюционным
механизмом, который призван сохранить способность популяции к
воспроизводству в периоды длительного недостатка пищи. Тем не
менее, остается неизвестным, насколько подобный рецепт долголетия
подходит человеку. Дело в том, что проверить эффект резкого ограничения
потребляемых калорий на более близких к человеку приматах намного
сложнее, поскольку обычная продолжительность жизни этих животных
составляет несколько десятков лет. Исследование, рассчитанное на
несколько десятков лет, стартовало в Университете Висконсина в 80-х
годах прошлого века. Сотрудники университета наблюдают за состоянием
находящихся макак, калорийность корма которых была снижена
приблизительно на 30 процентов, и сравнивают их с животными, которые
получают обычное питание. Спустя более 20 лет после начала
исследования ученые опубликовали первые, предварительные итоги
наблюдений. Количество смертей в группе голодающих обезьян было
существенно меньше, чем в контрольной группе, однако, с учетом смертей,
не связанных с возрастными заболеваниями (травмы, инфекции,
передозировка анестетиков во время биопсий и т.д.) разницу между двумя
группами пришлось признать статистически не значимой. Тем не
менее, ученым внушает оптимизм состояние здоровья подопытных животных:
среди находящихся на низкокалорийной диете макак зафиксировано
существенно меньше таких связанных с возрастом заболеваний как диабет,
злокачественные новообразования, сердечно-сосудистые заболевания и
нарушения деятельности центральной нервной системы. Все это позволяет
сделать предварительный вывод, что низкокалорийная диета действительно
защитила ближайших родственников человека от старения, полагает ведущие
авторы исследования Рики Колмен и Ричард Вайндрух (Ricki J.Colman
Richard Weindruch). Впрочем, как признают исследователи,
окончательное подведение итогов эксперимента будет возможно только
после естественной смерти всех задействованных в нем животных, то есть
еще через несколько лет. Даже если способность длительного
голодания замедлить старение и продлить жизнь будет окончательно
доказана, такое средство вряд ли когда-нибудь обретет широкую
популярность. Тем не менее, благотворный эффект голодания, возможно,
удастся воспроизвести при помощи лекарственных препаратов, полагают
исследователи.
|